Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

«Крещения Невы»

Нева - это сила Санкт-Петербурга. Ей воздают почести и с большой помпой освящают ее воды. Эта церемония, которую называют крещением Невы, происходит 6 января по русскому стилю. Я присутствовал на ней, глядя из окна Зимнего дворца, доступ к которому мне был дозволен благодаря одной милостивой протекции. Несмотря на то что в тот день была очень мягкая погода, а в этот период обычно наступают великие холода, мне все-таки было трудно, недостаточно еще акклиматизировавшись, простоять час-два на улице с непокрытой головой, да еще на ледяной набережной, где всегда дует резкий ветер. Обширные залы дворца были наполнены собравшейся элитой: высокие придворные чины, министры, дипломатический корпус, генералы, все в золотых позументах, увешанные орденами, прохаживались туда и обратно между рядами солдат в парадных мундирах в ожидании начала церемонии.

Сначала проходит церковная служба в часовне дворца. Встав подальше от колонны, я с уважением и интересом наблюдал ритуал этого неизвестного мне богослужения, отмеченного печатью таинственного восточного величия. Время от времени, в положенные моменты священник, почтенный старец с длинной бородой и длинными волосами, как волхв, с митрой на голове, облаченный в твердый от вышивки серебром и золотом стихарь, поддерживаемый двумя церковными служками, выходил из алтаря, врата которого открывались, и старческим голосом, но еще очень отчетливо и ясно произносил священные слова. В то время как он читал свои молитвы, в алтаре сквозь сияние золота и свечей видны были император и члены его семьи. Затем золотые врата вновь закрывались, а служба продолжалась перед сияющим иконостасом.

Певчие в парадных одеждах из бархата с золотыми галунами сопровождали службу и с чудесной точностью русских хоров подхватывали гимны, в которых можно было бы отыскать многие мелодии утерянных старинных греческих музыкальных тем.


После службы царский кортеж отправился через залы дворца к месту крещения или, скорее, освящения Невы. Император, великие князья в военных мундирах, служители церкви в облачениях из золотой и серебряной парчи, в красивых священнических одеждах византийского покроя, пестрая толпа генералов, офицеров высших чинов, проходя в залах сквозь плотную массу выстроенных в линии войск, являли собою великолепное и впечатляющее зрелище.

Collapse )

саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Об осуждении латинской ереси Соборами


Какие латинские ереси были осуждены Соборами, имеющими Вселенский авторитет

1. Папизм (II Константинопольский Собор 553 г. (V Вселенский, сессия восьмая); Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 85); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 10)).

2. Учение об исхождении Святого Духа filioque (IV Конст. Собор 879-880 г.; Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 71); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 1)).

3. Учение о чистилище (Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 64, 66); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 18); Томос Конст. Собора 1484 г.).

4. Учение об освящении Даров установительными словами Иисуса Христа (91 правило св. Василия Великого (одобрено Трул. Собором 691-692 г. и VII Всел. Собором 787 г.); Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)).

5. Служение мессы на опресноках (Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)).

6. Практика причащения мирян под одним видом (Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)).

саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Пророчество старца Ионы Одесского о последствиях спровоцированного Константинополем раскола

В последние годы жизни схиархимандрита Ионы (Игнатенко) нам доводилось неоднократно встречаться с ним в Одессе в Свято-Успенском монастыре, где он и подвизался. Батюшка отвечал нам на вопросы о духовной жизни и спасении, на вопросы из истории прошлого и о событиях будущего. Иногда и без нашего вопроса он сам начинал рассказывать нам о том, что нас интересовало и волновало. Как-то раз, в 2009 или в 2010 году, он начал рассказывать следующее.


«Придет время, когда однажды прихожане приедут на службу в монастырь вечером ко всенощной, и будет всё, как обычно: те же песнопения, те же монахи и духовники, та же служба, что и всегда. А придя утром на литургию, вдруг начнут всматриваться в окружающее и приходить в недоумение: нет знакомых лиц насельников монастыря, вместо монастырских священников службу начинают какие-то незнакомые люди… Прихожане будут спрашивать друг друга, и никто ничего понять не сможет.

А произойдет такое, что ночью к монастырю подгонят автобусы, всех монахов выгонят из келий, погрузят в автобусы и вывезут в неизвестном направлении. А в монастырь привезут других, чужих, не нашей Церкви. Это будет захват монастыря. И так будет на Украине повсюду».

После такого рассказа о. Ионы нависло тягостное чувство на душе: неужели всех убьют? И не будет больше хорошо знакомых милых лиц смиренных монахов, мудрых духовников и прозорливых старцев? А как тогда всем нам окормляться, как исповедоваться и причащаться, как вообще жить и спасаться? Тогда ошарашенные такой информацией от старца, мы не задали вопросов о том, как это произойдет, кто это устроит, куда увезут монахов, расстреляют ли их или что ещё с ними сделают?

И только через год при очередной встрече с о. Ионой мы смогли узнать ответы на некоторые из этих вопросов.

И вот сейчас, 10 сентября 2018 года, когда Константинопольский патриарх Варфоломей принял самочинное неканоническое решение легитимизировать раскольников так называемого "Киевского Патриархата", придав им официальный церковный статус, стал виден механизм захвата храмов и монастырей.

Если за последние годы церковные раскольники, никем не признанные и не имеющие никакого статуса, захватили 50 храмов канонической Церкви на Украине при попустительстве полиции или при прямом её участии, то с приданием им статуса самостоятельной автокефальной Церкви гражданские власти Украины смогут творить самые дерзкие беззакония в отношении УПЦ МП... Даже если такой статус не признает ни одна из Поместных Православных Церквей.

Что же мы узнали через год от о. Ионы о грядущих горестных событиях далекого будущего, которое уже наступает ныне? Насельников не расстреляют. Их всех вывезут далеко от города и выпустят в чистом поле. И даже рассказал, куда они придут.

А что же захватчики? Они будут пытаться служить в захваченных храмах и обманывать людей своей якобы легитимностью. Но люди им не поверят. В такие захваченные храмы и монастыри почти никто ходить не будет. Они будут стоять пустые. Раскольники останутся у разбитого корыта. И примерно через полгода они с позором уйдут.

саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Разрушенный собор, в котором служил святой Иоанн Кронштадтский, хотят восстановить

В Кронштадте восстановят исторический собор Андрея Первозванного, в котором служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

По словам зам. главы администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга Олега Кадомцева, «восстановление собора Андрея Первозванного в Кронштадте начнется с проведения археологических изысканий».

"Несколько недель назад, в ходе проведения ремонтных работ в этом сквере, строителями под землей были найдены фрагменты фундамента Андреевского Собора. В ближайшее время администрация района инициирует историко-археологические изыскания, чтобы определить, какая часть храма сохранилась под землей до наших дней, и установить границы разрушенного в прошлом веке памятника культурного наследия", - сказал Олег Кадомцев.

Он отметил, что верующими Петербурга и Кронштадта создан благотворительный фонд для восстановления собора, а инициативу по возрождению святыни поддержал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Андреевский собор Кронштадта заложил еще император Петр I в 1717 году. С 1855 по 1908 годы в нем служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1932 году храм разрушили, поставив на его месте памятник Ленину. Сейчас на месте храма стоит памятный знак.


саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Почил еще один старец, духовник Снетогорского монастыря

9 июня 2018 года, в навечерие праздника Всех святых, Земли Российской просиявших, после непродолжительной тяжелой болезни скончался духовник Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов) в схиме Тихон.

Архимандрит Гермоген был духовным окормителем многих и многих православных в России и за рубежом, добрым наставником и духовным отцом сестер Снетогорского монастыря.

Батюшка принадлежал тому поколению российских старцев, чье детство и юность пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы. Его отец погиб на фронте, под Торопцем, в древних псковских пределах. В сиротском детстве – истоки его крепкой веры и жизненной стойкости. Это был духовный боец, верный воин Христов.

По благословению Патриарха, схимархимандрит Тихон будет похоронен в Богозданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

Архимандрит Гермоген (в миру Александр Иванович Муртазов) родился в 1935 году, близ Чистополя (Татария), в православной крестьянской семье. С детства знал он все тяжелые крестьянские работы. «Лошадь, коровы, выдача леса – мама работала лесником – все это я знал и был всегда "на народе"», — рассказывал батюшка. В домике лесника после закрытия церкви собирались люди для совместной молитвы. «Я бегал и собирал народ». В школу он ходил за 5 километров.

После службы в армии – в зенитной артиллерии, в Баку, батюшка по совету соседок-монахинь закрытого монастыря поступает в духовную семинарию в Саратове. Учился он отлично. Был иподиаконом митрополита Вениамина (Федченкова). Выполнял послушания помощника эконома, доверенного по хозяйству пяти общежитий.

По окончании семинарии служил отец Гермоген на приходах, а в 1962 году, по благословению старцев Кукши и Тихона (Агрикова), поступает в Московскую духовную Академию в Троице-Сергиевой Лавре.

С любовью вспоминал батюшка о своих преподавателях в семинарии и Академии — людях высокой образованности и духовной культуры. Было среди них много фронтовиков. Дипломное сочинение на звание кандидата богословия выпускник Александр Муртазов писал на тему «Пастырское служение святителя Гермогена, патриарха Московского и всея Руси». Это имя он получит при монашеском постриге через 12 лет.

По окончании Московской Духовной Академии батюшка получил назначение в Эстонию, в Пюхтицкий монастырь, где прослужил почти 30 лет, с 1965 по 1992 год. Был духовником и благочинным 12 приходов. Здесь, в Пюхтицах, 17 марта 1978 года, митрополит Эстонский Алексий – будущий Патриарх — совершил его монашеский постриг. День пострига, 17 марта – день памяти прмч. Иоасафа Снетогорского. «Но я еще не знал тогда этого святого», — рассказывал батюшка. А рука Господня уже вела его к месту его последнего служения.

После отделения Прибалтийских республик, по благословению духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина), отец Гермоген переезжает в Печоры, где служит в Варваринской церкви, с 1992 по 1993 год. В день празднования памяти прп. Серафима Саровского в 1994 году архиепископ Псковский Евсевий, однокурсник батюшки по Московской Духовной Академии, приглашает его в открывшийся недавно Снетогорский монастырь. На этом посту архимандрит Гермоген простоял безсменно 23 года, будучи в последние годы также духовником епархиального священства.

Поток прихожан со всех концов православного мира никогда не иссякал к нему. Нет числа случаям действенной помощи его, прозорливого старца, в самых тяжелых, неразрешимых случаях человеческой жизни.

Батюшка был и заботливым благоустроителем своего монастыря. Многочисленная паства его со всех концов России и мира помогала в возрождении обители. В первые годы это и грузовики с продуктами, и первый трактор, и бригада строителей из Череповца, и многое, многое другое.

Все резные кивоты храма свт. Николая, его иконостас и весь капитальный ремонт, все убранство храма – часовни прмч. Иоасафа и свт. Тихона на подворье в д. Замошье – все это помощь, труды и средства батюшкиной паствы.

Батюшка духовно руководил группой сестер монастыря, работавших по канонизации псковских новомучеников. Под редакцией архимандрита Гермогена вышло несколько книг по истории Православной Церкви на псковской земле. Одним из последних деяний отца архимандрита было юбилейное издание по истории Снетогорского монастыря, посвященное 25-летию его возрождения.

В последнее время батюшка подолгу молился, превозмогая свой возраст и изнуряющие болезни. Он неуклонно приходил в храм, в алтаре вынимал частички за сестер обители и своих духовных чад, подолгу исповедовал сестер и прихожан, которые в большом количестве притекали в обитель, чтобы получить разрешение грехов или жизненно важный совет.

Последние дни перед госпитализацией отец Гермоген участвовал в Литургии, принимал, как всегда, десятки сестер и прихожан на исповедь. Будучи уже тяжело больным, батюшка выстоял весь праздник своего Дня Ангела – свщмч. Гермогена (25 мая), не желая омрачать нам радость праздничного дня.

По дороге к вертолету, увозившему его в петербургскую клинику, откуда он уже не вернется, еще благословлял народ…

В лице архимандрита Гермогена сестры и клир Снетогорского монастыря имели мощную духовную опору и заботливого отца.

«Взирая на кончину наставников наших», будем подражать их богоугодному житию.

Со всеми святыми Российскими упокой, Господи, душу раба Твоего и верного служителя архимандрита Гермогена в схиме Тихона!

Вечная память! Вечный покой!


саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

В Псково-Печерском монастыре почил старец Адриан

Сегодня, 28 апреля 2018 года, в Псково-Печерском монастыре на 97-м году жизни скончался архимандрит Адриан (Кирсанов).

Отец Адриан - известный старец, к которому в Печерский монастырь многие приезжали за духовным советом. Артиллерист, участник Великой Отечественной войны, он принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре по благословению патриарха Пимена. В Псково-Печерском монастыре с 1975 года. В обители он прошел путь от простого священника до архимандрита.

Старца Адриана называли утешительным батюшкой и любили за особую силу молитвы.

Отпевание старца Адриана состоится 30 апреля.


саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Жители Кемерово просят на месте сгоревшего торгового центра возвести часовню

Жители Кемерово обратились к губернатору области Аману Тулееву с просьбой возвести на месте сгоревшего ТЦ «Зимняя вишня» православную часовню или создать парк.

«25 марта 2018 в г. Кемерово в ТЦ «Зимняя вишня» произошел пожар, погибли взрослые и дети. Просим Вас принять решение демонтировать ТЦ и возвести часовню или сделать парк с монументом, погибшим людям и детям во время пожара», – говорится в петиции.

На данный момент обращение подписали почти 27,5 тысяч человек, а цель – собрать 35 тысяч подписей.

саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

«Россия» не продается!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств хранится настоящая реликвия, внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это чугунный павильон знаменитого каслинского литья, созданный по проекту талантливого архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича БАУМГАРТЕНА.

Ажурное творение напоминает сказочный дворец, стены которого словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев и замысловатых рельефов. Изображения зорких соколов, мудрых сов, хищных зверей, сказочных цветов, быстрых кораблей и необыкновенных рыб с хвостом-цветком будоражит воображение зрителей.

В 1900г. павильон был представлен на Всемирной выставке в Париже. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. С утра и до вечера, с первого и до последнего дня работы выставки возле павильона кружился многоязычный поток нарядных посетителей, восхищенно, а порой и недоверчиво-пристрастно изучающих «уральское чудо» и его «начинку».

Любой посетитель мог подержать в руках легкий тонкостенный чугунок или ажурную вазу, изящную статуэтку или чугунную линейку, которая сгибалась в кольцо, литой портсигар с тончайшим рельефом и цепочку для карманных часов весом всего 25 граммов. Все это продавалось по цене серебряных изделий. Каждый покупатель получал в подарок ювелирной работы брелок из чугуна: рыбку, собачку, бычка, якорь, скрещенные молоточки и др. – на выбор.

Весь Париж восторженно рукоплескал мастерству уральских литейщиков. Каслинский павильон заслужил тогда Большую золотую медаль выставки и Гран-при «Хрустальный глобус».

Не меньший интерес вызывали и сами уральские мастера – широкоплечие бородачи в прямых картузах, длинных черных кафтанах и брюках, заправленных в сапоги. В Париже все они получили в награду за свое искусство — именные серебряные часы.

Каслинский павильон посетил даже президент Франции Эмиль ЛУБЕ. Он выразил желание приобрести павильон за баснословную по тем временам цену – два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Уральцы согласились продать все, кроме скульптуры «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу.

Торг был долгим, но ответ русских оставался прежним: «Россия» не продается!». В итоге сделка так и не состоялась, павильон был разобран на части и отправлен на Урал.

саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Монахи в скитах жертвуют сложившимся распорядком, чтобы принять паломников

На Соловецкий архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год. При этом часть монахов в скитах жертвуют сложившимся распорядком, чтобы принять паломников.

Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра безпокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток.

На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними.

Уединенная молитва и затворничество

Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги.

Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит.

Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение.

Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. "Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны", — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество.

"В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому", — говорит архимандрит Порфирий.

Три образа монашеской жизни

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими.

Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города.


Collapse )
саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Вандалы сожгли крест у Андроникова монастыря в Москве

В ночь на воскресенье, 28 мая 2017 г., вандалы изрубили топором, а потом подождгли 4-метровый поклонный крест у Свято-Андроникова монастыря столицы, на территории которого расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Этот вопиющий инцидент был, естественно, осужден Церковью и назван "демонстрацией неприятия главного религиозного символа Христианства, который олицетворяет любовь Бога к человеку", по словам замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе.

Оскверненный вандалами крест является основанием не только христианской веры, но и русской культуры, лучшие образцы создателей которой хранятся в Музее Андрея Рублева.

"В то время, как в области порядка управления религиозными объектами, имеющими музейную ценность, возникают споры, не следует забывать о том, что есть люди, духовное состояние которых позволяет им без зазрения совести уничтожать и разрушать имеющие несомненное общекультурное значение религиозные символы", - отметил представитель Церкви.

И такое внутреннее состояние, по его словам, "результат дефицита духовного и культурного воспитания, которое должно стать предметом общей искренней озабоченности и совместных трудов Церкви и культурного сообщества".