православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Category:

«Выбитые из календарного седла»

советский календарь

1 октября 1929 года в Советском Союзе был введен революционный календарь, отменяющий традиционную семидневную неделю и воскресенье. Антирелигиозная цель этого нововведения была более чем очевидна, помимо «производственной необходимости» это был очередной акт «штурма небес», нацеленный на уничтожение христианского семидневного недельного цикла и превращение отведенного для Богослужения воскресного дня в рабочий. Неслучайно, данное новаторство расценивалось журналом «Безбожник» как важный шаг в наступлении на Церковь, лишающий верующих регулярного посещения церкви по воскресеньям. Ведь именно в том же, 1929-м году впервые заговорили «о мерах по усилению антирелигиозной работы», т.н. «безбожной пятилетки», призванной «окончательно изжить религиозный дурман».

В конце августа 1929 года Совет народных комиссаров в рамках постановления «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым ввести единый производственный табель-календарь. А осенью того же года начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете труда и обороны. Новый календарь предусматривал 360 дней, разделенных на 72 пятидневки, а оставшиеся 5 дней года было решено считать нерабочими, приурочив их к советским памятным дням и революционным праздникам.



Таким образом, работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, каждой из которых назначался особый день отдыха на год вперед. Отработав положенные ему четыре дня, работник получал день отдыха, который мог выпасть не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели. Для удобства составления такого календаря, каждой из групп работников назначался свой цвет (желтый, розовый, красный, фиолетовый и зеленый), с предусмотренным для каждой «цветовой группы» особого выходного. Тем самым, большевики достигали сразу двух целей – делали работу предприятий непрерывной и лишали воскресный день статуса нерабочего. Менялись и названия дней недели – чтобы избежать путаницы, вместо традиционных названий (понедельник, вторник и т.д.) вводились новые – первый день пятидневки, второй, третий и т.д. Для дальнейшей унификации также было предложено в каждом месяце оставить ровно по 30 дней (вплоть до появления 30 февраля), однако данная идея, в конце концов, была отвергнута.

В итоге новый календарь получился табелем, в котором указывались только рабочие дни без выходных, поскольку последние у работников разных предприятий выпадали в разное время. Таким образом, несмотря на то, что выходных дней стало больше, реформа сразу же встретила отторжение в самых широких слоях населения, так как ломала традиционный уклад и заметно усложняла личную, семейную и общественную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов семьи и общества.

Как отмечает О.А.Платонов, данным календарем «перечеркивался весь опыт Русского народа. (…) По сути дела, страна обратилась к древнеегипетскому календарю, времен фараонов и построения пирамид. Разница только в том, что в египетском календаре все пять праздничных дней относились на конец года».

Этот эксперимент советских властей нашел отражение и в художественной литературе. И.Ильф и Е.Петров в «Золотом теленке», повествуя о Хворобьеве, писали: «Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и вместо чистого воскресенья днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом. Он поступил так для того, чтобы уйти от новой власти, которая завладела его жизнью и лишила покоя».

Восхищал этот эксперимент лишь официальных певцов советской власти. «Утопия стала реальным делом, – писал, к примеру, в 1930 году Лев Кассиль. – Непрерывная производственная неделя выбила наше время из календарного седла. С уничтожением сонного провала, которым был седьмой, воскресный день, страна пребывает в постоянном бодрствовании».

Одновременно с этим, несмотря на то, что официально летоисчисление продолжалось от Рождества Христова («нашей эры»), в некоторых календарях датой нового летоисчисления стало 7 ноября 1917 года. Так, в отрывных и перекидных календарях нередко можно было встретить летоисчисление «от социалистической революции». Как выявлено исследователями, с середины 1929 года по конец 1931-го в стране номинально действовало, как минимум, пять систем членения временного потока: юлианский календарь, григорианский календарь, график 4/1 (5/1) – пятидневная (шестидневная) непрерывная неделя; график 4/1 (5/1) прерывная неделя с фиксированным выходным; календарь общественной жизни. На деле все это приводило не к упрощению, а к многочисленным затруднениям и страшной путанице: система временных координат перестала быть единой, а людям, предприятиям и учреждениям стало крайне сложно договариваться о каком-либо совместном деле, так как все они жили по разным графикам. (Подробнее об этом см. статью М.И.Гумеровой «Новый советский календарь: развитие, идеи, проекты»).

К счастью, этот календарный эксперимент просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 года СНК принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на «шестидневную прерывную производственную неделю». Указом были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. Следы этого нововведения видны, например, в фильме «Волга-Волга» (1938), где плавание артистов на пароходе, занявшее несколько дней, сопровождается характерными титрами: «первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и т.д.

Возврат же к традиционной семидневной неделе произошел 26 июня 1940 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР. Правда, антирелигиозный подтекст все еще сохранялся – рабочая неделя начиналась с воскресенья и лишь постепенно, первым рабочим днем снова стал понедельник.

Таким образом, советский календарный эксперимент оказался непродолжительным в силу своей искусственности и нежизнеспособности. Как и попытка ввести «революционный» календарь во Франции в конце XVIII в., идея советской пятидневной недели потерпела полный крах. Народ нового календарного цикла не принял, международные отношения заставляли советские власти использовать традиционный для большинства стран календарь хотя бы для внешних сношений, да и количество выходных дней, вводимых новым календарем, показалось правительству неоправданно большим. В итоге, под давлением жизни и в связи с постепенной реабилитацией традиционных русских ценностей, Сталин решил прекратить борьбу с веками сложившейся системой исчисления времени, и пятидневная рабочая неделя снова превратилась в семидневную, оканчивающуюся нерабочим воскресеньем.

Андрей Иванов, доктор исторических наук
https://ruskline.ru/news_rl/2013/10/01/vybitye_iz_kalendarnogo_sedla/




Tags: календарь, революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments