православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Categories:

Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония Коллектив авторов об Иоанне Крестителе


Вопрос 196. Что повелевает Господь, когда говорит: От дней Иоанна Крестителя доныне Царствие Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Мы знаем, что всякий похититель достоин суда и проклятия. Как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ. Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венца вышнего призвания.

Вопрос 197. Что сказывает Господь, когда говорит об Иоанне: И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти (Мф. 11, 14)? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею?

Ответ. Господь в Своем Божественном пришествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией по равенству благодатности и подобию устроения. Ибо началом Нового и концом Ветхого Завета был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведения и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как-то незадолго Божие Второе Христово Пришествие во плоти, что есть конец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убьет за истину разумно понимаемый Ирод.



Вопрос 198. Каким образом самый больший из рожденных женами - Иоанн Креститель? Если потому, что он был пророком, то и так, что больше пророка, как и говорит Господь в Евангелии? Почему же тогда Спаситель свидетельствует о нем как о большем всех? Он при зачатии сделал немым своего отца Захарию.

Ответ. Я по-другому думаю об этом повествовании. Прежде всего вы сами признаете, что Иоанн, по свидетельству Господа, больше всех людей и выше пророков. У меня нет слова выше живого слова свидетельства гласа вопиющего в пустыне, велящего уготовать пути Господу и сделать прямыми пути Его (см.: Ис. 40, 3). Больший из всех рожденных женами Иоанн потому, что когда он еще был в утробе матери и не вкусил нашего жития, то прорек, через материнский язык получив голос, и постиг во тьме таящийся Свет, воплощаемый в утробе Приснодевы Марии.

Оттуда он блистал, как через какое оконце, через уста беременной Елисаветы, которая приняла объятиями и лобзанием богоносную Деву, и он возрадовался, возопив языком матери: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 43).

Благоразумный раб постиг Владыку, скакал в утробе, стараясь предварить в службе Господу Иордан и уготовить Ту, что ради нас сделалась для плоти Его купелью. Он больший в пророках, потому что увидел во плоти Самого Прореченного и коснулся главы Того, Кого трепещут все. И Его все пророки и патриархи видели только во сне и догадках мечты; они прежде Христова Богоявления изменили образ жизни.

А то, что Захария онемел от рождества благовествованного отрока, то я скажу, что это не от ужаса перед явившимся ему Ангелом, ибо он привык к этому виду, строго служа Закону, но за образом этого молчания последует молчание Закона. Когда родится отроча, то язык его отца вновь будет устроен, являя то, что родился голос от молчания, и бесплодия, и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости бесплодного Закона, от бесплодия приявших его иудеев, которым ничего из прореченного пророками не было на пользу, и они не разумели о рождении Бога и Слова. И Его Мать по плоти родилась от них.

Вопрос 199. Но почему Христос, свидетельствуя, что он больше всех, тут же говорит: Меньший в Царствии Небесном больше него (Мф. 11, 11)?

Ответ. И это не противоречит сказанному выше. Загадка являет нам три смысла. Во-первых, Господь младше его по плоти. Он вселился в Приснодеву, окружив Себя Ее телом, когда прошло шесть месяцев после зачатия Иоанна, нераздельно по совокупности и свободно от смешения. Мы научены этому от великого Гавриила, который, благовествуя Богородице, сказал Ей: Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 36). Так что мы видим, что Христос младше, чем Иоанн.

Во-вторых, это прилагаемый к Иоанну ангельский сан. Мы думаем, что последний чином и естеством, худший в Царствии Небесном больше всякого Ангела - по природе и по рождению. Иоанна казнил жалкий Ирод, а один самый меньший Ангел может в мгновение ока поразить и погубить тьмы воинов. Один из Ангелов вышел из войска при Исаии и Иезикииле и за один час победил и убил сто восемьдесят пять тысяч иноплеменных ратников.

И, в-третьих, что нам указывает эта загадка? Меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Предтечи, то есть больше него Иоанн Богослов, сын грома. Иоанн Предтеча, даже когда ему было повелено, со многим страхом прикоснулся к главе Господа, не дерзая прикоснуться к Носящему плоть. А Иоанн Богослов, больший всех, со дерзновением на божественной Вечере возлег у Господа на груди. И так он возлегает на самих святых и божественных персях, как говорит Благовествование, когда спрашивали о том, кто Его предаст, и кивал Ему Петр, желая знать, кто будет предателем Его. Ни Мать, Его родившая, ни Иосиф, который был наречен Его отцом, не будучи им в дейстительности, ни Иоанн Креститель, ни Ангел, ни Архангел - никто другой не дерзнул прикоснуться тех страшных персей воплотившегося Бога Слова. Но на них Иоанн возлежал, обнимая Его, как сын обнимает отца. И оттуда он о Боге Слове напоен был и поднебесную наполнил громом: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1).

Иоанн Предтеча только видел Божественный Святой Дух в виде голубя, Который сошел на Господа, крестящегося плотью, а Иоанн Богослов - с неба летящий в виде огня, чтобы приять на свою главу вместе с учениками в день пятидесятый, как свидетельствует великий Лука, который пишет Деяния апостольские (см.: Деян. 2, 3–4).

Иоанн Предтеча казним через отсечение главы из-за одного грешного братосмешения Иродовой жены, которая была за братом Ирода, а Иоанн Богослов, изгнанный из-за Господа, был сослан на Патмос и после умер. Иоанн Предтеча только крестил приходивших, а Духа Святого не мог дать никому, и потому крещенные им вместе с прочими были крещены апостолами для совершенства Крещения - апостолы возлагали руки, давая Дух Святой верным, для явления знамений и чудес.

Иоанн Предтеча был назван большим всех из рожденных женами, как свидетельствован от большего, а Иоанн Богослов назван светом мира от истинного и нерожденного присносущего Света великого. Иоанн Предтеча закончил жизнь, не сотворив никакого знамения, никакого чуда, как говорит о нем Евангелие, и ничего не было слышно о нем, а Иоанн Богослов сел с Самим Христом с повелением судить колена Израиля - такое он принимает обещание от богословящего Христа вместе с одиннадцатью. Иоанн Предтеча нигде не ублажаем, что он велик в человеках, а Иоанн Богослов принимает извещение, что он больший, от блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Он сказал им: Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13, 17). Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф. 13, 16).

Иоанн Предтеча испугался в утробе Того, Кто без отца в Матери, и хотел выпрыгнуть, принуждаемый к этому, не выдерживая приближения Огня, а Иоанна Богослова Он поставляет на Свое место: Он поручает ему Свою Мать, будучи от природы без матери, и от Промысла — без отца. Во время спасительной Своей страсти, когда они предстояли у Креста, Он, посмотрев на Иоанна, сказал Своей Матери-Деве: Се сын Твой, и еще к нему: Се Матерь твоя (Ин. 19, 26–27). Он поручил их друг другу вместо Себя. И Он делает известным народу пред собором богоборцев неоскверненное и чистое девство обоих.

Говоря кратко, Христос есть Царство Небесное. По Закону совершен и истинен Иоанн, как и должно думать тому, кто крестился в смерть Господню. Но закон ничего не довел до совершенства (Евр. 7, 19), как сказал великий в Законе и возвышенный апостол в Евангелии, будучи во всем искушен. В роде Его и в годах Его больший всех был Иоанн. Разве будет Божество о нем возражать, когда сказало о нем Соломону: Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе (3 Цар. 3, 12); а об Иоанне: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11).

По Закону самый больший был и самым именитым. А больше всех - апостолы. Ибо не сказал Иисус: «Не восстанет больший его», но что не восставал больший, говоря про годы его. Ибо прежде них Бог сказал диаволу: Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле (Иов. 2, 3). И Моисею сказал: «Большим всех людей я видел тебя, и обрел ты благодать передо

Мною» (см.: Исх. 33, 12). Ибо велик был в годы свои и Енох, преставившийся в глубокой старости, праведен в житии своем был и Ной, который был сохранен в ковчеге, когда весь мир утонул, велик был и Лот, единственный сбереженный, когда сгорели пять городов Содома. Так и Иоанн Предтеча больший всех был, согласно Закону, в делах жизни своей.



Tags: Иоанн Креститель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments