православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Category:

О воспоминаниях в Великий Пяток


I. Во Святую и Великую Пятницу совершаем святые, спасительные и страшные страсти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, (воспоминая) заплевания, биение по ланитам, заушения, оскорбления, насмешки, багряную одежду, губу, уксус, гвозди, копие, а преимущественно пред всем, крест и смерть, которые Он принял ради нас волею; а также спасительное исповедание на кресте благоразумного разбойника, распятого вместе с Ним.

II. Как только Господь наш был предан, то ведут Его сначала к первосвященнику Анне. Сей посылает Его к Каиафе, где заплеванный, битый по ланитам, обижаемый и осмеиваемый услышал: прореки нам, Христос, кто Тебя ударил? Туда пришли и лжесвидетели, обвиняя в том, что Он сказал: разрушьте храм сей и Я в три дня восстановлю его, и что Он называл Себя Сыном Божиим. Когда настало утро, Его ведут к Пилату в преторию. Пилат, вошедши, спросил у них: в чем они Его обвиняют?



И как Он не открыл ничего даже похожего на обвинение, то посылает Его к Каиафе, а тот опять к Пилату, ибо Каиафа возбуждал к убиению Его. Но Пилат говорит: возьмите Его вы и распните и по закону вашему судите. Они же снова говорят: нам не позволено никого предавать смерти, побуждая Пилата распять Его. Пилат спросил Христа: царь ли Он иудейский? Он признает Себя Царем, но вечным: ибо царство Мое, говорит, не от мира сего. Пилат, желая отпустить Его, прежде говорит им, что он не находит против Него никакого достаточного обвинения, потом указывает на праздничный обычай отпускать одного из узников но для них Варавва оказывается угоднее Христа. Пилат, в угоду иудеям, прежде наказавши Христа, выводит Его с воинскою стражею, облеченного в багряницу с возложенным (на голову) терновым венцем, и влагает в правую руку трость, – между тем как воины, ударяя Его, говорят: радуйся, царь иудейский! При всем том, поступив самовольно в угоду (иудеям), Пилат снова говорит: я никакой не нахожу в нем вины, (достойной) смерти. Но мы будем Его преследовать, говорят они, – ибо Он называет себя Сыном Божиим. Во время этого разговора Иисус молчал. Толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его». Они хотели подвергнуть Его бесчестной смерти, чтобы истребить благую память о Нем. Пилат, как бы пристыжая их, говорит: царя ли вашего распну! Они же говорят, что не имеют иного царя, кроме кесаря. Так как, сказавши хульные речи, они не успели ни в чем, то упоминают кесаря, чтобы хоть таким образом удовлетворить своему беснованию, ибо говорят: «Всяк делающий себя царем противник кесарю».

Когда это было, жена Пилата, устрашенная ужасными сновидениями, послала к нему, говоря: не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. И он, умывши руки, слагает с себя вину кровопролития они же кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших, если ты отпустишь Его, ты не друг кесарю». Тогда Пилат, хотя и твердо знал, связав Его, что Он не виновен, предает на крестную казнь, а Варавву отпускает. Иуда, увидевший это, бросил сребреники, пошел и удавился, повесившись на дереве, а потом от сильного вздутия расселось тело его.

Воины, бивши Его тростью по голове, возлагают на Него крест, потом, (когда Господь пал под тяжестью креста) схватив (на пути) Симона из Киринеи, принуждают его нести крест. Пришедши около третьего часа на лобное место, там распинают Его, повесив по обе стороны двух разбойников, дабы Его сочли за злодея. Одеяние Его воины делят, а о несшитом хитоне Его кидают жребий, переполняя меру беззакония. Это еще не все: и при кресте, насмехаясь, говорили: «Э! разрушающий храм и в три дня созидающий, спаси Себя Самого».

И еще: «Других спасал, а Себя не может спасти?» И еще: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него». Если они правду говорили, то надлежало, без сомнения, последовать Ему, ибо Он признан был не Царем только Израиля, а всего мира. Ибо что означало затмение солнца на три часа, и (притом) среди полудня? Дабы всем было видно страдание. Колебание же земли? Распадение камней, обличавших загрубелость иудеев? Воскресение многих тел для уверения в общем воскресении и для доказательства силы Страдающего? Разрыв завесы храма? Как будто сам храм негодовал на то, что Славимый в нем страдает, и потому открывал бывшее незримым для многих. В третий час, как говорит божественный Марк, Христос был распят, а от б часа до девятого была тьма. В это время и Лонгин сотник, увидав необычайное, а особенно в затмении солнца, громко воскликнул: воистину Он был Сын Божий. Один из разбойников оскорблял Его; другой же, строго запрещая, останавливал его и исповедал Христа Сыном Божиим; в воздаяние за веру его, Спаситель обещает ему пребывание с Собою в раю. В довершение всякого оскорбления Пилат написал и надпись над Ним такого содержания: «Царь Иудейский»; и хотя они не желали, чтобы он так написал; однако Пилат на это им отвечал: «Что я написал, то написал». Потом, когда Спаситель сказал: «жажду», смешивают (траву) иссоп с вином, (растворенным миррою), и Он, сказав: «Совершилось», преклонил главу ж предал дух. Когда все разошлись, при кресте оставалась Матерь Его и Мария Клеопова, а также стоял Иоанн, возлюбленный Его ученик. Нечестивые иудеи, не желая видеть тел на кресте, так как день Пасхи был великий, просили Пилата, чтобы перебиты были голени осужденных, дабы скорее последовала смерть; и у разбойников перебили голени, ибо они еще были живы, но пришедши к Иисусу, так как увидели Его умершим, удержались бить. Но один из воинов, в угоду нечестивым, пустив копье, пронзает Христу правый бок, и вдруг истекла кровь и вода: первое – именно кровь – для приобщения Божественной святыни, вода для крещения. Этот, поистине на два течения разделяющийся, источник содержит таинство для нас.

И Иоанн, видевший сие, засвидетельствовал и истинно свидетельство его: ибо он пишет, как бывший при всех событиях и зритель их, и даже, если бы он хотел говорить ложь, во всяком случае не написал бы того, что, по-видимому, клонится к бесчестию Учителя. Есть сказание, что он, присутствуя в то время, собирал в некоторый сосуд Божественную и пресвятую кровь, от бока источающую жизнь. Когда все это сверхъестественно совершалось, около вечера приходит Иосиф из Аримафеи, (бывший) прежде тайный, подобно прочим, ученик (Его), и, смело приступив к Пилату как знакомому, просил тела Иисусова, он позволяет взять. Иосиф, снявши с креста, с глубоким благоговением положил Его. Незадолго до наступления ночи, приходит Никодим и приносит состав смирны и алоя, приготовленный в это время на скорую руку – и они, обвивши пеленами, как это делать было в обычае у иудеев, близко положили Христа в гробе Иосифом, высеченном из камня, в котором еще никто не был положен, дабы, по воскресении Христа, не приписали Его воскресение другому. Евангелист упомянул о клейком составе смирны и алоя с тою целию, чтобы, когда увидят пелены и головной плат, оставшийся во гробе, не подумали, что Он украден. А почему бы так? Потому что не было возможности оторвать их, так как они приклеились к телу. Все это чудесно совершилось во время пятницы и потому Божественные отцы постановили, чтобы и мы, с сокрушением сердечным и умилением, совершали воспоминание о всем этом.

Должно принять к сведению, что в шестой день недели, т. е. пятницу, потому распят был Господь, что в шестый же день был в начале сотворен человек. А в шестом часу дня Он повешен был на кресте, потому что в этом часу Адам простер руки и коснулся запрещенного древа и умер; ибо надлежало, чтобы в тот же самый час он был и воссоздан, в который погубил себя. В саду (был погребен) потому, что и Адам (пал) в раю; горькое питье изображало вкушение (запрещенного плода); заушение означало наше освобождение, заплевание и бесчестное обращение с Ним – нашу честь; терновый венец – избавление наше от проклятия багряная одежда – царскую нашу одежду вместо кожаных наших риз, гвозди – нашу совершенную непреклонность ко греху; крест – древо в раю. Пронзенный бок – Адамов бок, из которого Ева, а чрез нее и преступление; копие же отклоняет от меня пламенное оружие; вода из бока – образ крещения. Говорят, что на том месте, где был распят Христос – Глава всех, лежал череп Адама (первого человека): таким образом он был крещен нискапавшею кровию Христовою. Место называется лобным потому, что когда во время землетрясения снизу кверху поднялась земная почва, тогда, как некое чудо на ней, явилась в виду и только одна – кость Адамова: эту (кость) из уважения к прародителю Соломон, при помощи своих воинов, прикрыл грудою камней; посему и место это с того времени называлось каменного настилкою. Достойные веры из святых, на основании предания, говорят, что именно тут и сам Адам погребен был ангелом. И так, где был труп, появился Орел Христос, вечный Царь, новый Адам, древом исцеливший древнего, падшего чрез древо.

III. По необычайному и бесконечному Твоему милосердию. Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко



Tags: Великий Пост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments