православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Category:

О воспоминаниях Великого Вторника

I. Во Святой и Великий Вторник творим память притчи о десяти девах; ибо и эту притчу Господь говорил ученикам своим, восходя во Иерусалим пред Своими страданиями.

II. Есть и другие притчи, которые Он говорил тогда же к иудеям. Притчею же о десяти девах Господь преклоняет к милостыне и вместе научает всех быть готовыми прежде конца. И прежде Он говорил много ученикам о девстве и скопцах. И действительно, девство заслуживает многую славу и поистине велико. Но чтобы кто, исправляя одну эту добродетель, не пренебрегал других, а преимущественно милостыни, которою просвещается светильник девства, Священное Евангелие предлагает настоящую притчу. Пять дев называет оно мудрыми за то, что к девству присоединили многий и обильный елей милостыни, а других пять – юродивыми, кои хотя соблюли девство, но не приложили достаточно милостыни. Потому-то и юродивые они, что, исправив большее, пренебрегли меньшее; и ничем не разнствуют от блудниц, ибо эти побеждаются собственным телом, а те – имением. Когда же преходила ночь настоящего жития, задремали все и уснули, т. е. умерли, ибо смерть именуется сном. Но во время сна их, в полночь раздался крик – и имевшие с собою много елея девы, когда отверзлись двери, вошли с Женихом; неразумные же, имевшие мало елея, искали его по пробуждении от сна. Мудрые и хотели уделить юродивым от своего елея, но не могли, почему и сказали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим т. е. к нищим, и купите». Но по смерти это уже не возможно, что показывает и Авраам, в притче о богатом и Лазаре, когда говорит: «Хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16:26). Итак, пришедши без света, юродивые девы вопияли, ударяя в двери: «Господи, Господи, отвори нам!» Но Господь изрек им страшный ответ: «Отойдите, не знаю вас». Ибо как увидите Жениха, не имея елея – милостыни?

III. Итак о десяти девах для того положена здесь богоносными отцами, чтобы научить нас всегда бодрствовать и быть готовыми ко сретению истинного Жениха с благими делами, и преимущественно с милостынею, ибо неведом для нас день и час кончины, – так же, как примером Иосифа научаемся стяжевать целомудрие, а смоковницею – приносить всегда плод духовный. Кто одно, и притом большее, дело делает, а другие пренебрегает, а преимущественно милостыню, тот не войдет со Христом в вечный покой, но со срамом возвратится вспять; ибо ничего нет прискорбнее и постыднее, как девство, побеждаемое пристрастием к богатству. Но, о Женише Христе, сочетай нас с мудрыми девами, сопричти нас избранному Твоему стаду и помилуй нас. Аминь. (См. «Воскресное чтение» за 1846/7 г., № 51).

Протоиерей Григорий Дьяченко

Tags: Великий Пост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments