православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Category:

О гипсовых «ангелочках» и вообще «ренессансе» на прилавках церковных иконных лавок

Для задела позволим себе процитировать статью одного благочестивого православного, которому довелось поработать за свечным ящиком в одном из храмов Белгородской и Старооскольской епархии. Итак, цитата – из статьи Петра Давыдова «По ту сторону свещного ящика», опубликованной на сайте Белгородской митрополии Московского Патриархата: «Зашли как-то несколько сербов – посмотрели-поудивлялись, в руках повертели: "А нет ли настоящих икон, не штампованных? Другого какого-нибудь производства?" – "Нет, братушки. Извините опять же". Но смеховая истерика у братушек началась, когда они увидели стоящих отдельно на полке гипсовых, фарфоровых и пластиковых ангелочков, ангелов и ангелищ "made in China": "Смотри, – заорали, – целлюлит!!! Католический целлюлит!!!" Подошел я к ним, чтобы с их точки зрения это счастье увидеть: м-да-а. Здорово смотрятся в православных церквях розовые ангелочки, способные ввергнуть в истерику стойких сербов, а заодно и напрочь убить чувство прекрасного у их русских собратьев!»

«Католический целлюлит»… Сказано резко, но «в яблочко». Действительно, какое отношение разного рода гипсовые и фарфоровые, а также пластмассовые безделушки в виде младенческих и юношеских/девичьих фигурок, расцвеченные в сентиментальные розоватые и голубоватые тона, имеют к Православной Апостольской традиции, с её строго покаянным и благоговейным (и, прошу заметить, отнюдь не сентиментальным) отношением к действительности? – Ровным счётом, никакого. Традиция изображать Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, а также Ангелов и святых «объёмно» и «приближенно к реальности» – традиция в основном чисто латинская, чьи корни уходят в Эпоху Возрождения, в частности – в итальянский Ренессанс, который в XIV веке пришёл на смену «угрюмому Средневековью» и для которого характерны ослабление религиозной традиции, секуляризация общественной жизни, а также преобладание в культурной жизни общества гуманизма и антропоцентризма – в пику средневековым аскезе и сугубо религиозному восприятию реальности. Отсюда – и подчёркнутая «телесность» в изображении Господа и Его святых на католических полотнах и фресках, а также в скульптуре и прочих видах изобразительного искусства. Православная же иконописная и живописная традиции, как известно, подчиняются своим, весьма строгим, законам изображения и, соблюдаемые до нынешнего времени, сильно отличаются от традиции «возрожденческой», европейской. Итак, сувенир в виде слащавого «розовощёкого ангелочка», скорее напоминающего упитанного младенца, образ которого не имеет ничего общего с образами Ангелов в Православии, – это отнюдь не святыня, а всего лишь сувенир, по исполнению (как минимум) далеко не соответствующий православной церковной традиции. А если говорить более жёстко – все эти «ангелочки» – уже даже не столько «католические» («ренессансные»), сколько грубо-языческие – нечто вроде языческих амулетов или оберегов, приобретать и носить которые для православного человека – грех. И распространение в сети православных магазинов такой продукции есть ни что иное как латино-языческая экспансия – совсем не безобидная, как кому-то может показаться на первый взгляд. Ибо это – вполне продуманная кампания, циничная и злонамеренная, опирающаяся на невежество и суеверие недостаточно воцерковлённых людей (коих сегодня, к несчастью, немало), имеющая целью переформатировать православное миропонимание. Мы должны помнить, что дьявол – опытнейший «птицелов», и его силки расставлены буквально повсюду. Здесь уместно вспомнить слова Первоверховного Апостола Павла: «Блюдите убо, како опасно ходите!», а также: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». И если вы дадите себе труд внимательнее вглядеться в пухленькую мордашку такого розовенького или голубенького «ангелочка», то вы непременно заметите, что за этими его гипсовыми и пластиковыми «губками бантиком» прячутся невидимые, но вполне реальные дьявольские клыки.

Да и производятся все эти сувениры, порою буквально загромождающие витрины церковных лавок и православных магазинов, чаще всего в Китае и по заказу всё тех же католических общин, причём, огромными партиями. А неосведомлённые верующие, в том числе и православные, скупают их в таких же огромных количествах, создавая тем самым спрос, рождающий, в свою очередь, предложение (далее – дурная безконечность). Запретить такие продажи законным образом пока не представляется возможным, но отнестись к этому явлению с рассуждением и благодаря этому снизить спрос на такие «псевдоправославные» товары – вполне в наших с вами руках.


Источник: ermogen.ru
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О гадании в канун Рождества

    К сожалению, существует народный обычай гадания в канун праздника Рождества Христова. Церковь категорически запрещает гадания. Ведь Бог только там,…

  • Святитель Николай Сербский о революции 1917 года

    Утешься, братик дорогой, утешься воскресением Христовым. Не ропщи на безбожников, терзающих русский народ. Раньше были монголы, теперь иные. Но и те,…

  • Трагедия Есенина

    "Помяни Господи душу убиенного раба Твоего приснопоминаемого Сергия и сотвори ему вечную память", - так несколько лет назад стали поминать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments