православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Categories:

Праздники продолжаются!

В Россию пришли Святые дни, или Святки, - так называют период от Рождества до следующей знаменательной даты церковного календаря - Крещения Господня. Рождество православные отметили в ночь на 7 января.

Вместе с Русской Православной Церковью по святоотеческому юлианскому календарю Рождество встречают Грузинская, Сербская, Иерусалимская Поместные Церкви и Афонские монастыри.

Святки - это продолжение Рождественского праздника. Праздник Рождества Христова, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей, поэтому Святки - время особой духовной радости, когда верующие на протяжении 12 дней славят приход в мир Спасителя.

В эти дни - с 8 по 17 января - отменяются однодневные посты по средам и пятницам, а также земные поклоны.

7 января, на следующий день по Рождестве Христовом совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя Рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, Церковь указывает на Пречистую Деву Марию как на Того Человека, благодаря Которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы является наиболее древним праздником в честь Преблагословенной Девы Марии.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.

В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку - горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать - петь народные песни о Рождестве Христовом.

С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось. Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

27 декабря 1990 года в связи с обращением патриарха Московского и всея Руси Алексия II Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, Рождество Христово было признано официальным праздником.

Итак, праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. В первое после него воскресенье  – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого святые дни продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому можно сказать, что задача всех православных – праздновать, «святить» праздничные дни. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения.

В заключение хочется для нашей широкой восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:
   «Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Будем же помнить слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула, тем более в псевдонациональных «традициях» гаданий, лицедейств (наряжаний), массовых увеселений и развлечений.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.

Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите!
Tags: праздник
Subscribe

Posts from This Journal “праздник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “праздник” Tag