?

Log in

No account? Create an account
саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий

Инок Аркадий

О том, что и как было на самом деле...

Previous Entry Поделиться Next Entry
Я никогда не видел смиренных старообрядцев
саратовская епархия, православие, афон, Инок Аркадий
inok_arkadiy
DSC04499Межсоборное присутствие (учрежденный в 2009 году совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Церкви) разработало проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», т. е. так называемого «старообрядческого» раскола. В середине сентября он был разослан по всем епархиям РПЦ МП и опубликован на ряде интернет-сайтов с целью дискуссии. В проекте сказано: «Архиерейский Собор, призывая все еще находящихся в разделении братьев возвратиться к общению и желая способствовать развитию процесса воссоединения, признает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви».
Далее предлагается утвердить в качестве церковных норм, в числе прочих, следующие положения:
– о приеме «старообрядцев» в Церковь только через Миропомазание, отредактировав при этом чин воссоединения с учетом современных церковных постановлений (согласно которым наложенные на раскольников в XVII веке клятвы считаются «яко не бывшими»);
– о разрешении воссоединенным «старообрядцам» поминать в церковных молитвах своих сродников, умерших вне общения с Церковью, т. е. раскольников;

– о признании «состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви»;
– о том, что «при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними Последования Венчания не является обязательным»;
– о необходимости «епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, активнее участвовать в богослужебной жизни таковых».
Мы попросили прокомментировать эти положения, предложенные для обсуждения всей церковной полноте, иерея Георгия Правдолюбова, клирика Ивановской митрополии РПЦ МП.

– Если «старообрядцы» приходят в Православие, отбрасывая все свои «бредни», как говорил преподобный Серафим Саровский, – я согласен их принимать, по канонам, по уставам церковным. Но, если они останутся при своем мнении, что они «нечто», что у них спасающая вера и правильные древние обряды, это, конечно, будет совершенно неправильно.
«Старообрядцы» говорят, что преподобный Серафим сам был «старообрядцем». Но это ложь. Чтобы оправдать свой раскол, они клевещут на святых. А Батюшка, наоборот, увещевал раскольников принимать Православие, любить Православную Церковь.
Сейчас я открою репринтное издание 1903 года «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова) и зачитаю Вам, что тут написано: «Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: „Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от Святых Апостолов: сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-Российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учителя Церкви, архипастыри – суть преемники Апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за ней, наливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю“.

[Нажмите, чтобы прочитать]В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил: „Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?“ „Оставь свои бредни, – отвечал отец Серафим, – жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. Если с Таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду – спастись без Кормчего?“
Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келье отца Серафима и о сем доложили ему. Несмотря на множество народа, толпившегося в сенях, отец Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. Отец Серафим запер дверь и спросил ее: „Откуда ты, матушка?“ – „Из Владимирской губернии“. – „Давно ли ты больна?“ – „Три года с половиной“. – „Какая же причина твоей болезни?“ – „Я была прежде, батюшка, Православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере – и все была здорова. Наконец они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли на двор и нашли – я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю“. „Понимаю... – отвечал старец. – А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?“ „Верую теперь опять, батюшка“, – отвечала больная.
Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал: „Перекрестись вот так во имя Святой Троицы“. „Батюшка, рада бы, – отвечала больная, – да руками не владею“.
Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери „Умиления“ елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и она тут же получила совершенное здоровье.
Народ, стоявший в сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю и особенно в гостинице, что отец Серафим исцелил больную.
Когда это событие кончилось, то пришла к отцу Серафиму одна из дивеевских сестер. Отец Серафим сказал ей: „Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица Небесная“. Потом спросил ее: „Нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?“ „Таких нет, батюшка, – отвечала сестра, – а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все“. „Попроси их от моего имени, – сказал отец Серафим, – чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы“. „Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают“. „Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит: он первый согласится. А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?“ „К прискорбию, у нас в роду все так молились“.
„Хоть и добродетельные были люди, – заметил отец Серафим, пораздумавши, – а будут связаны: Святая Православная Церковь не принимает этого креста... А знаешь ли ты их могилы?“ Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены. „Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности“. Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса отца Серафима: ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны святой Христовой веры»
.

Думается, последнее свидетельство прямо обличает неправоту призывов к православным архиереям активнее участвовать в жизни «старообрядных» приходов, чем признается якобы «равночестность» раскольнических обрядов. Как известно, так называемое единоверчество было создано как снисхождение к немощам «старообрядцев». Сегодня же нам предлагают принять их обряды как равные нашим, традиционным...
Батюшка, а каково Ваше мнение по поводу «старообрядческого» «крещения», «венчания», «монашества» и насчет поминовения – можно ли в Церкви поминать «старообрядцев», умерших вне общения с нею?


– У «старообрядцев» прервалась апостольская преемственность, поэтому очень опасно считать их «таинства» и обряды что-то значащими, благодатными. «Старообрядчество» – это раскол. Они говорят: «Никон, Никон раскол учинил…» Простите, но Патриарх Никон – это святой человек. А они клевещут на него, и печально, что некоторые православные это подхватывают. Это страшное заблуждение.
Все идет к объединению. Мир готовят к принятию единой мировой религии и единого мирового правителя, который одновременно будет и главой всех религиозных организаций, – антихриста. Да, мы, чада Православной Церкви, рады принять всех, но только в Православном вероисповедании, в лоне Православной Церкви. Пожалуйста, пусть присоединяются к Православию, отрекаются от своей ложной «старообрядческой» раскольнической веры, и тогда Церковь их примет. И крестит, и миропомажет, и венчает, и рукоположит... А потом они могут молиться о своих родственниках, просить: «Прости их, Господи, и помилуй». Раскол без покаяния не прощается и не смывается даже мученической кровью, любой раскол. А умершие вне Церкви «старообрядцы» пребывали в расколе, поэтому их нельзя поминать в православном храме, можно молиться за них только дома, келейно.
Я никогда не видел смиренных «старообрядцев», они всегда гордые, напыщенные. Протопоп Аввакум, например, мог позволить себе во время службы бросить фелонь Патриарху в лицо, выругаться на Царя Алексия Михайловича нецензурной бранью... Кроме того «старообрядцы» материально помогали бунтовщику Пугачеву, который осквернял храмы, уничтожал антиминсы. Они хлебом-солью встречали Наполеона, когда тот входил в Москву. А наших Царей называли «антихристами». И они еще требуют, чтобы мы принесли «покаяние»!
Они хотят, чтобы и от нас отошла благодать Духа Святаго. Православие – последний оплот, который сдерживает натиск сатанинский, пришествие антихристово. Известны слова Бжезинского: «Наш враг – это Православие. Мы с ним покончим, потом покончим и с Россией». Так говорил и Феликс Юсупов о мученике Григории Распутине: «Пока жив Распутин, мы не сможем покончить с Царской Семьей. Надо срочно убрать его». А пока в Православии Дух Святый – Кормчий, то сложно с такой Церковью покончить и уничтожить Россию. Вот они и стараются, чтобы Дух Святый отошел от нашей Церкви. Это самое главное, чего они сейчас добиваются.
Поэтому ни в коем случае нельзя предавать Православную веру, отступать от нее. Нам дарована эта жемчужина – мы должны ценить ее и дорожить ею. Если иноверцы, еретики и раскольники хотят присоединиться к православным, – то только путем покаяния. Это правильно, а в противном случае будет беда. Нас Господь милует за что? За Православие. Мы не подвижники, у нас подвигов никаких нет. Так что – только за стояние в Православии!
Сейчас, в наше время, нам надо не смотреть на архиереев, что они говорят, а хранить то, чему мы научены прежде, например, от старцев. Я встречал старцев в своей жизни, беседовал с ними, видел этот дух ревности, и мне не надо никаких новшеств, никаких учений «богословских». Читаю Евангелие, Псалтирь, Отцов Церкви, жития святых – там все сказано.
«Старообрядцы» – это, конечно, прежде всего гордыня. Повторюсь, я не видел ни одного смиренного «старообрядца». Они говорят: «Нет такого священника, который мог бы совершить Литургию». Как же так? Конечно, мы недостойны, но со своим недостоинством мы ее служим. Господь принимает нас за смирение, осознание своих немощей, сокрушение сердечное. А они не служат, не причащаются. Как такое может быть? Это безпоповцы. А есть такие, которые принимают православных священников, лишенных сана, под запретом находящихся, ушедших из Церкви. Разве это допустимо? Преподобный отец наш, батюшка Серафим Саровский, все сказал о «старообрядчестве». Зачем нам что-то еще выдумывать? Ни в коем случае нам не надо входить в общение со «старообрядцами». Только после их покаяния! Они борются с благодатью Духа Святаго, пребывающей в нашей Православной Церкви, которую мы чувствуем на каждой Литургии, на каждом молебне, панихиде, отпевании... Если бы ее не было, мы бы ощущали это, не хотели бы служить. А так нас тянет служить, влечет к служению Богу.

Спаси Господи, батюшка! А что Вы думаете по поводу распространенных ныне оправданий этих весьма странных с канонической точки зрения мер, направленных на соединение со «старообрядцами»: «Проявим любовь, они нам братья, не иноверцы, у нас незначительные расхождения, давайте не будем судить их строго…» и т. д.?

– В чем заключается любовь? Если их нужно накормить – накормим, напоить – напоим, одеть – оденем. Мы окажем любовь им обязательно, мы их выслушаем, удовлетворим их нужды, а потом скажем свое слово – православное: «Покайтесь и присоединитесь к Православию». А «любовь», которую нам предлагают проявить, – это все от лукавого. Накормить мы их накормим, но молиться с ними не будем. Они не так молятся. Когда они совершают полиелей или литию, они протопопа Аввакума поминают. А кто он такой, можно понять по его высказываниям, например, о Святой Троице: «Трисущную Тройцу несекомую секи по равенству, – небось! – едино на три существа, тожде единства и образы три равны». В другом месте он писал: «На Небе Три Царя сидят на трех престолах, а одесную их Иисус Христос». С точки зрения православного вероучения, это многобожие и несторианская ересь.
Можно много говорить… Я знал одну «ревнительницу», которая хотела то к последователям бывшего епископа Диомида перейти, то еще куда-то. И ушла в итоге к «старообрядцам». А дух у нее изначально несмиренный был, не Божий, она пыталась всех учить, даже батюшек. Это беда, враг начинает таких нести, и занес ее в эти дебри. Она там «покаялась», приняла «крещение»... Старообрядцы же требуют «покаяния» от чад Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Они до сих пор считают, что мы – еретики, мы – не Церковь. Какая может быть с ними дружба? Кого нас заставляют принимать в свою Церковь? На духовном уровне не может быть с ними ничего общего, с точки зрения Православного христианства. А на уровне житейском – помочь, накормить, напоить, как Господь велел, – конечно, пожалуйста.

Получается, если данный проект документа утвердят на Архиерейском Соборе, то бывшие «старообрядцы», придя в православный храм, смогут подавать записки о упокоении того же протопопа Аввакума и православные священники обязаны будут за него молиться?

– «Старообрядцы» будут делать свое дело: осквернять храмы Божии, творить беззакония, может быть, даже в душе тайно молиться ему, призывать этого протопопа Аввакума.
Но наше дело иное: надо Святейшего Патриарха Никона прославлять в лике святых. Есть православные, которые почитают Сталина чуть ли не как великого спасителя России, а Патриарха Никона поносят. А надо бы его прославить, это было бы большое дело для Русской Православной Церкви и России. Еще Патриарх Алексий говорил, что Патриарх Никон – человек святой жизни. И у меня нет сомнений: он святой, который претерпел много скорбей от «старообрядцев», от архиереев и бояр того времени. Это светильник Божий.
Сейчас некоторые патриоты-монархисты вроде пишут хорошие стихи о Царе-батюшке Николае II, о России, но при этом сами крестятся двуперстием, хотя раньше крестились правильно. Так их враг подлавливает. Нужно, чтобы смирение было у человека, чтобы он никак не мог заразиться тщеславием. Современные поэты, поэтессы болеют этим, но не замечают, считая себя духовно здоровыми.  Бес уводит таких людей от истины, и вернуться к ней бывает непросто. Начинаешь подсказывать такому заблудшему – он обижается. Сложно, когда человек противится лечению, хочет быть больным, а мнит себя здоровым. Святитель Игнатий говорил, что, если ты считаешь, что ты не в прелести, значит ты в глубокой прелести. Потому что мы все люди грешные, падкие на грех, страстные, и нельзя сказать, что мы не в прелести.
Но надо хранить веру Православную в чистоте. Нам Господь дал ее, мы должны ее беречь от всяких ересей и «старообрядцев». Не надо просто так звать и пускать всех в ограду Православной Церкви, но только через покаяние и соответствующие Таинства церковные! Пусть «старообрядцы» покаются, и они сами почувствуют, что у них началась новая жизнь, потому что Дух Святый коснется их сердец.

Странно еще, что на протяжении веков, начиная с момента возникновения «старообрядческого» раскола, все православные святые, архиереи, священство, верующие считали «старообрядцев» раскольниками, литературу противораскольническую издавали, занимались их обращением… А в 1971 году на Поместном Соборе вдруг якобы сняли ранее соборно наложенные на них клятвы: «Все хорошо, давайте, присоединяйтесь»…

– Для чего раскольник-«старообрядец» идет в православный храм? Ради покаяния? Тогда иди, конечно. А если для того чтобы в наших храмах молиться по своим искаженным раскольническим обрядам, искушать верующих – то зачем это нужно? Нельзя православным молиться со «старообрядцами». Нельзя ни в коем случае нам сеять этот дух, враждебный Православию. Их можно принимать только после покаяния. И другого мнения быть не может. Некоторые богословы возмутятся: «Как это так! Это не по любви!» Но у них не любовь, а человекоугодничество. Им тоже стоит задуматься, зачем они все это делают. Они же таким образом участвуют в объединении всех религий, в подготовке воцарения антихриста!
Я знаю, что вот так совершается служба, вот так ее надо править, есть у нас Требник, и по-другому я не хочу. У меня некоторые батюшки интересуются: «Ты как совершаешь Елеосвящение?» Отвечаю: «Семь раз помазываю». – «А знаешь, надо помазывать в начале и в конце». Или, там, три раза помазывать. – «Почему?» – «Ну, Синод так решил». – «Я не знаю, как Синод там решил, но у меня в Требнике четко написано: семь раз читается Евангелие, семь раз читаются молитвы, семь раз помазываем людей. Зачем что-то изобретать новое?!» И раз – батюшки по-другому уже на меня смотрят, сменяется у них улыбка на лице недоброжелательным выражением. Но я так научен старцем, Церковью. Иначе никак не могу, поверьте, – кто бы там ни благословлял, даже если Ангел с неба сойдет и благословит по-другому (ср.: Гал. 1, 8).
Когда мы будем служить, как нам Святые Отцы заповедали, по уставу, по канонам, мы не согрешим. Пусть нас ругают, запрещают, – наше дело правое. Есть совесть у священника, каждый должен жить по совести. И все управится.
Нам, православным, сдаваться нельзя. Надо служить, не сокращать и не переделывать службы. А то говорят, что, мол, «люди устали». Наоборот, когда служба совершается полностью, чувствуешь себя лучше, благодать Божия касается тебя, и ты идешь из храма духовно укрепленным, особенно после Всенощного бдения, которое длится у нас, например, четыре часа. Так что не надо ничего сокращать: ни отпевание, ни Крещение, не говоря уже о Литургии. Все мы должны совершать, как положено. И Господь нас никогда не оставит: ни священника, ни приход, ни монастырь, ни район, ни область, ни тем более нашу Матушку-Россию.
Святые Отцы так говорят: истина одна, а ложь многообразна. И если мы примем ложь за истину, то встанем на путь предательства. Но где, в чем истина? В Евангелии, в Соборах Святых Отцов, в церковных канонах. Если мы будем держаться этого, никогда не заблудимся – Бог не попустит, потому что мы Ему верны. А нынешние эксперименты: «Да это можно убрать, это поменять, это сократить – Бог простит…» Кто вам сказал такое, что Бог простит? Наши немощи – да, я согласен. Но то, что касается Церкви Христовой, в которую пытаются внести новшества, этого Господь не простит никогда.

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА


  • 1
(Удалённый комментарий)
Повторение, повторение. Было и не раз!

Правильные слова не грех и повторить.

Об чем можно вести речь с раскольниками ? У «старообрядцев» прервалась апостольская преемственность, они более 300 лет хулят Бога.

Все правильно говорите.А то уже и священники РПЦ начали забывать правду о расколе староверов, а другие с помощью еретиков начали переписывать историю Церкви.

Древлеправославные христиане не хулили Бога. Не лгите! Напротив, это никониане – богохульники, в прямом смысле этого слова. Приведу примеры богохульств на само имя Христа.

Выписка из деяния Собора 1666 – 1667 гг. вашей МП из книги «Жезл Правления», лис. 78 об., изд. 1753 г.:
«Сицевое есть пресладкое имя Иисус, еже прияхом от елинскаго Иисус, тресложнаго, знаменующаго же, Спаситель, по оному ангельскому извещению, еже ко Иосифу: и наречеши имя ему Иисус: той бо спасет люди своя от грех их. Аще же не будет тресложно, не будет иметь того знаменования: убо подобает сие имя тресложно писать. Паки, сим именем две изображается тайне, по свидетельству некоего мужа премудра: Чрез два слога первая, еже есть, чрез "I" и "И" душа и тело знаменуется Божия Сына воплощенна. Чрез третий паки слог треписменный СУС является Святая Троица. Аще убо един слог оставится, сие таинства знаменование разорится: убо весьма тресложно писати подобает. Еще ведательно есть, яко едина от Сивил прорицаше о имени Мессии глаголющи: яко имя его исполнит число осмь сот осмьдесят и осмь: исполняется же сие число гречески пишемым именем Иисус, от него же аще отъимется писмя. И разорится сия тайн».

Димитрий Ростовский:
«Понеже ино знаменует Иисус, ино же Исус. Иисус толкуется с еврейского языка Спаситель, с греческаго же исцелитель. Исус же что знаменует: внемлите, по гречески Исос, по нашему глаголется ровный, ус же глаголется ухо. Та два речения, егда в едино место сложить, будет Исус, еже глаголется ровноухий. Ин бо обретеся в них Исус глаголемый равноухий. В нас же один иже прежде и ныне есть, и во веки будет Иисус, глаголемый Спаситель» Дмитрий Ростовский, книга "Розыск", часть 1-я, лист 18).

Питирим, епископ Нижегородский в своей книге "Пращица", говорит: «Исос и ус, те два речения, егда во едино сложиши, и будет Исус, еже глаголемое равноухий» ("Пращица", в ответе 146-м).

Феофилакт Лопатинский, книга
"Обличник", гл. 4, л. 81 обор., изд. 1752 г.
«По таковому произведению Исус будет изъявляти не спасителя, но равноуха... Изрядно глаголете, но разсудите, от кого вам сия болезнь, аще истинну глаголете; от вас самех, иже безумным упрямством своим таковое имя спасителю, еже не спасителя, но равноуха знаменует... И тако вы оставивше Иисуса Спасителя, осталися при Исусе равноухом... Такожде и в сложении сих: Исос и ус, не будет Исосус, но Исус, равноухий».

Симон, епископ Рязанский, книга «Наставление правильно состязатися с раскольниками», ч. 1, стр. 175, о имени Иисусовом, изд. 1805 г.:
«Имя Иисусово писать и произносить надобно с буквою "И", тако Иисус, а без сего "И" Исус пишется и произносится отнюдь не правильно. Имя Иисусово, с "И" пишемое и произносимое, удерживает свое знаменование, ибо означает по ангелову ко Иосифу предречению Спасителя. Но отыми от того букву "И", и тогда составится оно из греческих слов: Исос, равный, и ус, ухо, и произведешь уже не спасителя, но равноухаго».

Никифор Феотоки, архиепископ астраханский в своей книге пишет: «Исус писати Мартын армянин научил, так как все армяне, даже нынешнего дня не Иисус, но Исус читают и пишут. И сие то имя, искушением врага рода человеческаго, предшественники ваши исказить дерзнули, отняв от него един слог, и сделав его чудовищным и ничего не значущим» ("Книжка ответы", стр. 71).

Это ведь никониане имя Божие - Исус похулили, назвали его "чудовищным", "армянским", "равноухим", "от врага рода человеческаго", "искательным" и, наконец, "ничего незначущим".

Имя ИСУС, которое для русских христиан почти 700 лет было именем Спасителя, после раскола Церкви в 17 веке никониане стали хулить и именно за это богохульство они и в ответе.

И это ещё не все богохульства, что привёл Вам. Их гораздо больше, разного характера, чем может показаться.

Edited at 2016-07-03 18:03 (UTC)

"Сложение двуперстное противно святым уставам", а троеперстие от Апостолов... А как же быть со Стоглавом? Или это был лжесобор? Там утверждено было двуперстие. Получается, что Стоглавый собор был против апостолов по слову прп.Серафима. А ведь там были великие святители Гурий и Варсонофий, а ещё св.Максим Грек. И они были против апостолов? Кто-либо подобный этим святителям был на соборе 1666г., на котором прокляли старый обряд?
Да и как можно проклясть то, что за сто лет до этого было благословлено? Очень хочется надеяться, что живи прп.Серафим в наше время, он также был бы послушен Церкви. А она, в свою очередь, в 1970г. соборне реабилитировала старый обряд и признала его равночестным новому.
И староверы староверам рознь. Есть беспоповцы, которые считают, что апостольская преемственность прервалась во всей Церкви с переходом на новый обряд. Может быть от них приходили к прп.Серафиму? В любом случае в 1848г. иерархия была у староверов восстановлена греческим митрополитом Амвросием, который не был запрещён своим (константинопольским) патриархом ни до ни после его присоединения к русскому староверию.

Из ваших слов следует, что все же апостольская приемственность у староверов все таки была прервана с Никона в 1650-х — 1660-х годах до греческого митрополита Амвросия в 1848г. То есть в период с 1660 года по 1848 все старообрядцы являются еретиками и отправились прямиком в ад.
И почему вы считаете что ОДИН греческий митрополит может кому то восстановить апостольскую приемственность.

Ересь - это учение, а не практика. На практике у староверов не было епископата и в этом смысле не было апостольской преемственности. Но вера сохранялась неповреждённой и службы совершались т.наз. "беглыми попами". Среди последних были те, кто уклонялся в раскол ради денег или бежал от суда. Были и такие, которые уходили к ним по вере. Подобное есть и в официальной церкви. Отсутствие иерархии само по себе не является ересью, а только ненормальное вынужденное явление в церкви. В противном случае как быть с Албанской церковью, где в советские времена были уничтожены все епископы? Между тем христиане там всегда были. Что ж, они все в ад пошли? В Японии в 17в. были изгнаны или уничтожены священники и епископы, но рядовые христиане там оставались. И они без духовенства пошли в ад?
Берём ещё дальше. Ариане изгнали свт.Афанасия и других православных епископов, не принявших ереси. Долгое время многие земли оставались без православного духовенства, но с рядовыми верующими, остававшимися верными православию. Они тоже пошли в ад?
Максим Исповедник не признал всю монофелитскую иерархию востока, не желая принять от них причастие! Не еретик же он!
С точки зрения староверов нечто подобное произошло и с Русской церковью, оставшейся без епископата. Можно спорить о том, правы они или нет в своём уповании, но ставить в упрёк отсутствие иерархии как таковой - аргумент слабый, если вообще никакой.

Лично я никогда староверов не видела, поэтому судить об их характерах не имею возможности.Но, знаете ли, когда на меня пытаются насесть какие-нибудь "белые" братья или члены секты иеговистов, возможно в их глазах я тоже выгляжу не мирно. К тому же в нашей церкви тоже не все так расчудесно, как хотелось бы, и утверждать, что это не так, значит пребывать в прелести. Фактически внутри РПЦ уже давно назревает раскол, потому что многим не нравится экуменическая политика патриарха Кирилла и его приближенных. И поверьте, в свете этой политики, когда наши священники и архиреи прикладываются к ручке папы римского, а возможно и не только к ручке,и когда у нас существует от РПЦ парижская семинария с учебным планом не православного содержания, ещё не известно, кто в этой ситуации действительный раскольник, а кто страдающая сторона.

Это новообрядцы отделились от Церкви.
Вы, никониане, не понимаете причин разрыва общения между православными и никонианами. Раскол никониане спровоцировали противопоставлением нового старому, объясняя противопоставление содержащимися в старом "ересями". Это ведь никонинане считали, что «обряды» менять нельзя, а русские их, дескать поменяли, а теперь валят с больной головы на здоровую.

Далее. Разбойничий Собор 1666 – 1667 гг. наложил тяжкие проклятия на древлеправославных христиан, как на еретиков: «Сие наше соборное повеление и завещание ко всем, вышереченным, чином православным. Предаем и повелеваем всем неизменно хранити и покорятися святой Восточной церкви. Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой Восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити и противлятися нам: и мы таковаго противника данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем и обнажаем его всякаго священнодействия и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем и чужда сотворяем от Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятию, и анафеме предаем, яко еретика и непокорника, и от православнаго всесочленения и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнилой и непотребный уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем до скончания своего: да будет и по смерти отлучен, и часть его, и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовы, и со Арием, и со прочими проклятыми еретиками: железо, камение, и древеса да разрушатся, и да растлятся, а той да будет не разрешен и не растлен, и яко тимпан, во веки веков, аминь» / Деяния Московского Собора 1667 года. ЛЛ. 6 об. - 7/.

Собор 1666 – 1667 гг. осудил и проклял православных христиан, как еретиков и непокорников, только за то, что отказались принять новые чины, новую веру и отсек их как гнилой и непотребный уд. Но по свидетельству святых Отцов, несправедливо произнесенной анафеме Бог не последует, и когда еретики проклинают православных, то православные благословляются от Бога, а еретики осуждаются Божественным судом, как сказано: «Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» (Пс. 7:14-16); «Благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну» (Бытие 12:3).

А Собор 1971 года в своём постановлении засвидетельствовал, что мы были отсечены, цитата: «На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви...».

Из акта видно, что мы раскольники и не еретики, потому что не мы ушли из Церкви, но Собор 1666 – 1667 гг. отделил нас, а точнее, нас от себя.
Собор никонианской Церкви в 1971 году признал, что реформа патр. Никона была вредной. Что предания дониконовские были оклеветаны, похулены и прокляты. Значит то, что наши предки выступили на защиту церковных Преданий – было правильным. Так разве не Никон и его последователи тогда раскольники? Правильно, Никон и его последователи – раскольники!
В общем, это никониане виновны своими действиями в расколе.

  • 1