православный-полемический журнал (inok_arkadiy) wrote,
православный-полемический журнал
inok_arkadiy

Category:

СТРАННАЯ ПРОПОВЕДЬ НА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

imagesС прискорбием услышал из уст очевидца, до чего может довести либерализм в церковной среде.

Не далее, как в минувший понедельник, после вечерней службы с чтением 1-й части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, собравшиеся прихожане одного из петербургских храмов услышали в проповеди о.Настоятеля призыв не усердствовать в постнических трудах.

Но недоуменные преглядывания прихожан вызвало даже не это, потому как они – люди привычные и закаленные, им каждый год в Прощеное Воскресенье о.Настоятель благословляет вкушение рыбы на весь Великий Пост.

Нет, удивление вызвало утверждение, что святой праведный Иоанн Кронштадтский, оказывается, не постился! И этому якобы высокому примеру рассуждения в Посту предлагалось следовать простому народу.

Велико было мое смущение от услышанного и я попытался найти хоть какое-то подтверждение таким странным и страшным словам. Ведь известно, что Батюшка был строгим постником, и этому есть немало свидетельств.

Возможно, что источником, вдохновившим о.Настоятеля на такое утверждение, послужили выдержки из бесед Отца Иоанна со священниками из Удмуртии, где он говорит: "Так как при настоящей моей жизни мне постоянно приходится быть в мире, посещая дома людей всякого звания и состояния, где предлагается угощение, которое мне часто приходится принимать, чтобы отказом не огорчать предлагающих любовию, то, естественно, мне не представляется возможности держать строгий пост. Вообще в своей жизни я не брал на себя никаких особенных подвигов. Не потому, конечно, что я не считаю нужным, а потому, что условия моей жизни не позволяют мне этого, и я никогда не показывал себя ни постником, ни подвижником и т.д., хотя я ем и пью я умеренно и живу воздержанно".

Но ведь понятно, что так говорит Батюшка по своему смирению.

"Не брал на себя никаких подвигов", - а при этом великий Оптинский старец и прозорливец Варсонофий так отзывался о нем: "Да, о. Иоанн был великий молитвенник, подвижник дерзновенный; он мог у Господа просить всего и замолить все, а я, грешный человек, не имею такого дерзновения".

[Spoiler (click to open)]
"Не представляется возможности держать строгий пост", - а при этом иеромонах Андреевского скита на Афоне Харлампий в своем письме от 20 ноября 1938 года вспоминает:

"Мы со спутником после Литургии пошли на квартиру к о. Иоанну. Меня поразило, что о. Иоанн - настоятель собора занимает маленькую квартиру с одной лестницей, ведущей прямо в кухню.
О. Иоанн был дома и нас любезно принял. Я сказал: "Батюшка, я пришел посоветоваться с вами о поступлении в монашество". Он ответил: "Бог благословит! Это доброе намерение". На прощание мой спутник попросил у батюшки благословения чего-нибудь покушать. О. Иоанн сам пошел на кухню и оттуда вынес две картофелины, сваренные неочищенными и пирожок, начиненный вареньем и испеченный без масла.
На другой день моего приезда в Кронштадт в нашу квартиру прибыл о. Иоанн. Приезжие собрались из всех комнат в одну большую. Был приготовлен маленький стол для молебна и водоосвящения, а другой большой с чайною посудой и холодной закуской (белым хлебом,вареньем и др. приношениями от приезжих). Тут же стояла бутылка "Мадеры". Батюшка не заставил себя долго ждать. По приходе отслужил молебен, приобщил одну больную Св. Тайн. Потом подошел к чайному столу, благословил все на нем находящееся, налил все стаканы чаем и в каждый стакан положил сахар и хотел уходить, но мой спутник попросил его вкусить "Мадеры" и подал ему налитую рюмку. Батюшка поднес ее к своим губам, но не могу сказать, вкусил ли он хоть одну каплю и, распрощавшись, быстро вышел, спеша ехать в Петроград. По его уходе эту рюмку обнесли всем присутствовавшим, которые по капле выпили из нее, как благословение о. Иоанна, а потом и по целой рюмочке всех угостили мадерой.
Был успенский пост и Кронштадтский пастырь не нарушал никаких уставов церковных и даже на постное масло не разрешал.
Вот многим теперешним пастырям и пасомым пример, если они чтут имя праведника. Вероятно, при совместном сожительстве с иноверцами многие и искренно верующие люди незаметно для себя заразились от тлетворного Запада и не считают грехом нарушать посты. Тогда как церковные законы строго осуждают за нарушение постов своих членов Церкви. 69-е правило церковное гласит: "Аще кто (епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или мирянин) святыя, великия четыредесятницы не постится и всякия среды и пятки всего лета, кроме немощи да отлучается на время от причащения". (Письмо приведено в книге И.К. Сурского "Отец Иоанн Кронштадтский").

В воспоминаниях епископа Арсения мы читаем: "Во время Великого Поста, по всей вероятности, от чрезвычайных трудов батюшка почти всегда чувствовал недомогание, так что приходилось бояться даже за его здоровье и жизнь. Но Господь ему помогал. Святая Четыредесятница проходила, и на Пасхе батюшка поправлялся, расцветал…

…Однажды в Великом Посту отец Иоанн тяжело заболел: доктора предписали ему скоромную пищу. Тогда он запросил свою мать, благословляет ли она его на это, и получил такой ответ: "Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви".

Поэтому очевидно, что в вышеприведенной беседе Батюшка не имел в виду посты церковные, а говорил о собственном пожизненном посте. Именно сам в себе, по смирению, О.Иоанн не видел строгости, хотя все вокруг лицезрели в нем Великого постника.

Вся жизнь Кронштадтского пастыря была непрестанным подвигом и подвижничеством, церковный народ прекрасно это знает, почитает и глубоко любит Батюшку, непрестанно прибегая к его молитвенному предстательству пред Богом.

Никто не усомнится в том, что он был правилом веры и образом кротости для паствы. А если вдруг кто-то не читал его житие, его дневники и воспоминания о нем современников, то нетрудно расспросить право верующих священников. Или открыть интернет и прочитать слова самого Батюшки о Посте:

"Пост - хороший учитель:

он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;
пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;
он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;
пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей".

И при такой доступности информации о всенародно любимом святом Пастыре нам, верующим, остается в описанном случае только недоуменно переглянуться и пожать плечами. Мы не рискнем осуждать священника, говорящего такие странные и страшные слова, и гадать о том, что же его на это подвигло.

Но вот сам о.Настоятель очень рискует. Рискует духовно, не говоря уже о риске потерять доверие своего клира и прихожан.


Tags: Иоанн Кронштадтский, нарушения, наставление, пост, предательство, проповедь, святой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments